Глянцевая Газета СМИК качество товаров и услуг
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив Новостей
Чат газеты СМИК
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 18.05.2024, 21:49
Главная » 2012 » Декабрь » 26 » СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЯПОНИИ
19:25
СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЯПОНИИ
СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЯПОНИИ



98% территории Японии приходится на четыре острова: Кюсю, Сикоку, Хонсю, Хоккайдо. Остров Хонсю – это более 60 % общей территории страны. Население Японии составляет 127,5 млн чел. Плотность населения – одна из самых высоких в мире. 75 % населения страны сосредоточено в городах. Иностранцы составляют всего лишь 0,7 % от всего населения страны. Административно-территориально Япония разделена на 47 префектур. Государственный строй конституционная монархия. Ныне действующая конституция вступила в силу в 1947 г.

Конституция Японии гарантирует гражданам свободу слова, включая свободу прессы, как одно из основных прав человека. Соответственно, средства массовой информации не имеют цензуры. Частные лица и организации имеют право издавать газеты и журналы так, как им хочется, за исключением публикации материалов, нарушающих Уголовный кодекс и другие законы.

С учетом того, что радио- и телевизионные станции могут работать лишь на ограниченном диапазоне волн, их деятельность регулируется Законом о беспроволочной телеграфии и Законом о вещании 1950 г. С появлением и развитием коммерческого вещания положения этих законов в отдельных случаях пересматривались вплоть до 1995 г.

Хотя лицензию на открытие радиостанции нужно получить от правительства и возобновлять ее каждые пять лет, Закон о вещании предоставляет полную свободу в содержании программ самим вещательным станциям.

В обстановке демократии и экономического роста японские средства массовой информации развиваются как количественно, так и качественно.



ГАЗЕТНАЯ ПИРАМИДА

Известно, что Япония – одна из наиболее читающих стран мира. В ней сложился огромный газетный рынок. Суммарный тираж японских газет составляет более 70 млн. экз. Это второе место в мире после КНР (93,5 млн.). Для сравнения: в США общий тираж газет чуть более 56 млн. экз. И по числу экземпляров газет, приходящихся на 1 тыс. жителей, Япония идет впереди всех развитых стран мира: 664 экз. (в Англии – 383, в Германии – 370, в США – 274).

Все японские периодические издания условно можно разделить на коммерческие, выпускаемые газетными компаниями и издательствами, и некоммерческие, издаваемые политическими партиями, профсоюзными организациями, ассоциациями, обществами. По географическому принципу и тиражу газеты Японии подразделяются на два основных типа: общенациональные и местные.

Первая современная ежедневная газета появилась в Японии в 1870 году. Это была «Иокогама симбун». В настоящее время в стране издается 121 ежедневная газета. Все они образуют впечатляющую своими размерами пирамиду. Ее вершину составляет «великолепная пятерка» – 5 общенациональных газет: «Иомиури» («Репортер»), «Асахи» («Восходящее солнце»), «Майнити» («Ежедневная»), ««Нихон кэйдзай»» («Японская экономическая газета») и «Санкэй» («Промышленно-экономическая газета»). В середине расположилась «большая четверка» межрегиональных газет. В нее входят «Хоккайдо симбун» (г. Саппоро, Северный регион), тандем «Тюнити» (г. Нагоя, Центральный регион) – «Токио симбун» и «Ниси нихон» (г. Фукуока, южный регион). А в основе пирамиды находятся 112 ежедневных префектуральных и местных газет. Вся эта пирамида объединяется Японской ассоциацией газетных издателей и редакторов («Нихон симбун кёкай»).

Хотя бы одну из ежедневных газет получают более чем 90% жителей страны, причем получают по подписке. Многие помимо этого читают и другие ежедневные газеты, а также спортивные и специализированные издания. Почти 85% японцев газеты регулярно, каждый день, 72% делают это дома по утрам и 22% вечерами. На чтение утренних газет затрачивается в среднем 27,6 минуты в день (32,2 минуты – у мужчин и 24 минуты – у женщин). Характерна приверженность читателей к выбранной ими газете (более 80% опрошенных не меняли газету и не прекращали подписку на нее).

Интересно отметить, что влияние газет сохранилось, несмотря на бурное развитие в стране телевидения и Интернета. Эти новые средства массовой информации не подорвали позиции газет и не вытеснили их из жизни японцев, а, наоборот, гармонично ужились с ними, заняв разные, но тесно связанные между собой ниши в духовных запросах японцев. Телевидение и Интернет заняли нишу оперативной информации, а газеты сохранили за собой функции комментирования событий, происходящих в стране и мире.

Весьма характерны в связи с этим данные о том, каковы контакты японцев с пятью основными средствами массовой информации. На первом месте стоит все-таки телевидение (им регулярно пользуются 99,5% японцев), на втором месте – газеты, лишь немного уступающие телевидению (94,5%). Далее идут журналы (80,8%), радио (64,6%) и Интернет (57,6%).

Газеты пользуются общественным признанием как средство массовой информации, которое имеет глубоко укоренившееся влияние на общество, завоевало его доверие и приносит ему практическую пользу.

Основные газеты выходят утренними и вечерними выпусками объемом 20–40 полос, имеют цветные иллюстрации. Около 40% газетных площадей используется под рекламу. Реклама довольно эффективна: ее просматривают или читают в целом до 70% читателей (25% – постоянно, 24% – время от времени и 19% – редко). До 50 % утренних и вечерних выпусков традиционно заняты рекламой. Тематика объявлений различна, но как правило, она соответствует рубрике или тематике информационных материалов, расположенных на данной полосе.

«Сэтто» – так называемый комплект утреннего и вечернего выпусков – очень популярный вид издания в Японии. При этом вечерний выпуск является продолжением утреннего. Это очень выгодно газетным компаниями с экономической точки зрения, поскольку система подписки, которая охватывает 94 % газет, гарантирует им стабильное распространения тиража вечернего выпуска и доставку его на дом. Чтобы поддержать такую систему доставки утренних и вечерних газет, редакции организовали по всей стране сеть многочисленных агентств, нанимающих на почасовой оплате разносчиков почты, в основном – из школьников.

Японские общенациональные газеты представляют собой качественно-массовый тип издания.

«Иомиури» («Репортер», дословно - "читая продавать": от продавцов газет Х1Х в., громко излагавших прохожим содержание наиболее интересных материалов номера) ведет свое начало с 1874 года, когда она была основана в Токио семьей Мотоно как газета, рассчитанная на самого широкого рядового читателя. До начала ХХ ст. издание представляло собой небольшой листок, в котором печатались сообщения о наиболее интересных событиях дня, очерки на социально-бытовые темы и т.п. Листок печатался с помощью глиняного клише и распространялся на улицах города следующим образом: продавец громко читал заголовки статей и отдельные интересные абзацы и продавал газету тем, кого сумел заинтересовать.

Через несколько лет Мотоно охладели к газетному бизнесу, и газету перекупил журналист Т. Мацуяма, безуспешно пытавшийся поставить ее на ноги. Землетрясение 1923 г., разрушившее здание редакции в Токио, окончательно похоронило надежды Мацуямы разбогатеть. Владелец газеты был готов уступить ее первому встречному за 100 тысяч иен (около 25 тысяч долларов). Газету приобрел Сёрики Мацутаро, занявшийся реформированием издания. Мало знакомый с газетно-издательским делом, Сёрики рассчитывал прежде всего на свою трудоспособность и знание жизни. Уже в первый день он объявил служащим, что намерен работать в пять раз больше, чем любой другой газетный издатель в стране, но ожидает от своих редакторов, что они минимум вдвое будут трудолюбивее конкурентов. Однако Сёрики брал не только усидчивостью. Действия нового президента были неожиданны и эффективны.

Прежде всего он навел порядок в самой редакции. У входа были поставлены часы-табулятор, и журналистам, привыкшим при прежних хозяевах к вольной жизни, пришлось отмечать время прихода и ухода. Сёрики беспощадно изгнал из редакции и отдал под суд сотрудников отдела рекламы, позволявших себе присваивать часть полученных от рекламодателей денег. Затем он вычеркнул из редакционных списков рассылки все лица и организации, привыкшие в соответствии с общепринятой в газетном мире практикой к бесплатному получению газет, на что уходила пятая часть тиража. Были приняты меры по сокращению типографского брака, с чем многие издатели в те годы мирились.

Сёрики попытался изменить лицо своего издания, ориентируя его на запросы читателей. Он сделал ставку на поиск и публикацию сенсационных новостей, первым стал публиковать программы входивших тогда в моду радиопередач. В 1925 г. радио в Японии переживало пору младенчества. В Токио насчитывалось не более 50 тысяч детекторных приемников. И тогда "Иомиури" первой среди японских газет стала публиковать расписание радиопередач, тексты новых модных песен, прозвучавших в эфире. Тут же печатались советы специалистов, как собственными руками собрать радиоприемник. Расчет оказался верен, число радиолюбителей стало расти, а вместе с этим стал неуклонно увеличиваться тираж.

Следующей удачной находкой издателя стало обращение к теме го. В Японии было огромное количество людей, увлекавшихся этой настольной игрой. Но ведущие мастера принадлежали к двум разным школам, которые никак не могли выяснить, кто же из них сильнее. Сёрики не только свел их за одной доской, но и стал публиковать подробные отчеты о турнире, которые затем переросли в постоянную колонку на страницах «Иомиури».

Ощутив интерес читателя, редакция газеты начала регулярно публиковать прогнозы и итоги ипподромных бегов, появились колонки по игре в маджан, рыбной ловле. С 1930 г. у газеты появилось приложение, выходившее трижды в неделю, причем немалую его часть занимали популярные среди молодежи комиксы. Газета выступила, в частности, инициатором и спонсором приглашения в Японию для соревнований знаменитых бейсбольных команд из США, затем организовала первую в Японии профессиональную бейсбольную команду. Все эти начинания значительно подняли тираж газеты и превратили ее в самое распространенное издание в Токио. Несмотря на то, что другие столичные газеты лишь изредка обращались к женской тематике, Сёрики ввел ежедневную рубрику для домохозяек, помещая там не только материалы по кулинарии, воспитанию детей и домоводству, но и проблемные социальные статьи о женском равноправии. Появилась в газете и колонка, посвященная религиозным вопросам.

В годы Второй мировой войны «Иомиури» слилась с газетой «Хоти» и выходила под двойным названием. В 1946 году газета вернула себе прежнее название. Сегодня она имеет отделения в Осаке и Китакюсю, которые являются полностью самостоятельными в финансовом отношении. Филиалы газеты открыты в Саппоро и Такаоке (префектура Тояма). Издает свою англоязычную версию Daily Yomiuri. Тираж «Иомиури» – чуть более 10 млн. экз. (утреннее издание) и 4 млн. экз. (вечерний выпуск). Общий тираж – 14 323 781 экз. В 1981 году тираж «Иомиури» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой газетный тираж в мире.

«Асахи» («Восходящее солнце») – наиболее известная в мире японская газета, по которой иностранцы традиционно составляют свое представление о прессе Японии в целом. «Асахи» начала издаваться в 1879 году в Осаке в качестве небольшой иллюстрированной газеты. С 1881 года она стала отдавать предпочтение публикациям новостей и быстро выросла во влиятельную ежедневную газету. С 1888 года издавала в столице «Токио асахи» как местный вариант основной осакской газеты. У истоков «Асахи» стояли Рёхэй Мураяма, который в 1881 году купил газету и много сделал для ее развития, и Риити Уэно. Они владели соответственно 2/3 и 1/3 капитала газеты. Представители этих семей сохраняют свои позиции в газете и поныне.

История «Асахи» свидетельствует о том, что газета всегда старалась держать руку на пульсе политической жизни страны и находилась в самой гуще различных социальных и политических конфликтов. Во время «рисовых бунтов» 1918 года газета резко критиковала правительство, разгонявшее демонстрантов вооруженной силой. За это она подверглась репрессиям со стороны правительства. Газете пришлось смягчить критический тон своих выступлений. Тем не менее за газетой прочно закрепился имидж либерального издания. Из-за этого имиджа помещения редакции подверглись варварскому разгрому со стороны ультраправых во время военного путча в Токио в феврале 1936 года.

В 1930-х годах осакская и токийская редакции объединились и стали издавать единую газету «Асахи» с центром в Токио.

После 1945 года, в период подъема послевоенного демократического движения, газета в течение пяти лет работала под руководством, которое избиралось сотрудниками редакции. С 1951 года руководство газетой вновь перешло в руки прежних владельцев.

«Асахи», также как и другие общенациональные газеты, четко структурирована. Объем утреннего выпуска составляет 20, 24 или 28 полос. Каждая рубрика имеет свое постоянное место в газете. Так, на первой полосе анонсируются материалы номера, последующие полосы отданы внутренней политике, международным новостям, социальным проблемам, экономическим материалам, спортивной хронике, новостям культуры. Есть в газете «семейная страница», основная тема материалов – домашний очаг, полосы, посвященные проблемам здоровья и столичным новостям. На последних страницах обычно печатаются теле и радиопрограммы, а также прогноз погоды в различных регионах страны (27 городов Японии).

Сегодня «Асахи» выходит тиражом 8,27 млн. экз. (утреннее издание) и 3,85 млн. экз. (вечерний выпуск). Общий тираж – 12,12 млн. экз. Издает также англоязычную версию газеты Asahi Evening News, которая с 2001 года выходит под общим брендом International Herald Tribune/Asahi Evening News. По воскресеньям выходит приложение на английском языке The New York Times (Weekly review). Издаются два еженедельника на японском языке – AERA (Asahi Extra Report Analysis) и «Сюкан Асахи». Газета имеет филиалы в Осаке, Нагое и Китакюсю, а также отделение в Саппоро.

Предыстория современной газеты «Майнити» («Ежедневная») довольно сложна. С 1888 года существовала газета «Осака майнити», ориентированная на финансовые круги Осаки. В 1903 году ее президентом стал Хикоти Мотояма. С его именем связан процесс превращения газеты в общенациональное информационное издание. В 1906 году Мотояма купил токийскую газету «Дэмпо», объединил ее с «Осака майнити» и переименовал в «Майнити дэмпо». Следующее его приобретение – газета «Токио нити-нити», которая была первой ежедневной токийской газетой. С 1911 года «Майнити дэмпо» и «Токио нити-нити» выходили самостоятельно, но под общим руководством. Указанный год считается официальной датой образования газеты «Майнити». В 1943 году произошло формальное объединение двух газет. Единая газета стала называться «Майнити», а ее главная редакция обосновалась в Токио.

В 70-е годы ХХ века финансовое положение «Майнити» пошатнулось, и в 1977 году она была признана банкротом. В тот же год газета была реорганизована на новой финансовой основе. Капитализация возрожденной «Майнити» составила 4 трлн. иен.

В настоящее время тираж газеты составляет 3,945 млн. экз. (утреннее издание) и 1,61 млн. экз. (вечерний выпуск) (общий тираж – 5,555 млн. экз.). Помимо основной газеты, длительное время выходила ее англоязычная версия Mainichi Daily News. С 2001 года она стала появляться только в виртуальном виде в Интернете. Издается влиятельный еженедельник «Экономисуто», а также еженедельник «Сандэй майнити». Главная редакция «Майнити» состоит из 18 отделов, среди которых: отдел новостей, редакторский, корректорский, исследовательский, политический, финансовый, иностранный, отдел культуры и спорта, фотоотдел. Каждый из них имеет свои полосы в газете. Наиболее многочисленным является отдел городских новостей, дающий справочные и информационные материалы на городские темы. С 1985 г. «Майнити» издается в цвете. Издается компанией «Майнити симбунся».

«Нихон кэйдзай симбун» (сокращенно «Никкэй», «Японская экономическая газета») была основана в 1876 году в Осаке как издание компании «Мицуи буссан» под названием «Тюгай Букка» («Вестник внутренних и внешних цен на товары»), освещавшее финансово-промышленные и торговые проблемы. В начале ХХ века она вышла из-под крыла концерна «Мицуи» и превратилась в независимое издание. В период между двумя мировыми войнами газета неоднократно сливалась со схожими по профилю изданиями и меняла заголовки. Свое нынешнее наименование она получила в 1946 году. К этому времени газета уже пользовалась большим авторитетом в деловых кругах Японии. Особенно быстро рост влияния «Нихон кэйдзай» происходил в период высоких темпов экономического развития страны в 1960-е годы. Сегодня «Нихон кэйдзай» является самой крупной и влиятельной общенациональной деловой газетой Японии. Многие считают ее японским аналогом американской Wall Street Journal. В самой Японии газету называют «скоростным вестников финансово-экономической информации». Сегодня утренний выпуск печатается на 40 страницах, около 50 % которых отданы под рекламу. Вечерний выпуск состоит из 20 полос и по воскресеньям не издается. Кроме того, по понедельникам выходит 12-полосное приложение «Monday Nikkei», а каждую пятницу «Никкей» издает специальный восьмистраничный выпуск, печатаемый фотогравюрным способом, который представляет собой очень яркие издания, отличающиеся богатством и разнообразием цветовой гаммы. Титульный лист спецвыпуска по традиции украшен цветным оттиском какого-нибудь всемирно известного художественного произведения.

Газета «Никкей» освещает экономические положения в промышленном и сельском хозяйстве Японии, публикует обзоры экономического и финансового положения в мире и отдельных странах. Экономические новости составляют свыше 75 % материалов утренних выпусков и более 60 % вечерних. Ежедневно одна полоса отводится обзору зарубежной экономики. Значительное внимание уделяется политическим вопросам. Издание читается людьми с высокими социальными положениями и образовательным уровнем, поэтому рекламодатели, несмотря на довольно высокие тарифы, охотно помещают здесь свою рекламу. Тематика рекламных объявлений достаточно разнообразна: в первую очередь это финансовая реклама и реклама компьютеров, программного обеспечение и электротехники. Часто также встречается реклама автомобилей, авиалиний, путешествий, алкогольных напитков, телекоммуникаций.

Помимо Токио, отделения газеты открыты в Осаке, Нагое и Саппоро. Газета издает весьма популярный среди иностранцев еженедельник Nikkei Weekly. Тираж газеты составляет 3,034 млн. экз. утреннего издания и 1,618 млн. экз. вечернего (общий – 4,652 млн. экз.).

«Санкэй» (сокращение от «Сангё кэйдзай симбун», т.е. «Промышленно-экономическая газета») начала издаваться в Осаке в 1933 году. Неоднократно меняла названия. Современное название получила в 1942 году. С 1950 г. издательство открыло свой филиал в Токио, который постепенно принял на себя функции головной редакции. Тогда же, отказавшись от узкой экономической специализации, газета приобрела черты общенационального издания, рассчитанного на самую широкую читательскую аудиторию. В 1955 г. была предпринята попытка объединения газеты с новостным агентством «Дзидзи». Но конгломерат «Санкэй дзидзи» просуществовал недолго. В 1958 г. бизнесмен Мидзуно Сигэо восстановил газету под названием «Санкэй симбун». Ее тираж превысил 2 млн. экз. Спустя десятилетие газета завязала прочные деловые контакты с телекомпанией «Фудзи» и радиовещательной компанией «Ниппон хосо». Таким образом, в сфере массовой информации сложилась мощная группировка «Фудзи-Санкэй». Сегодня «Санкэй» считается консервативным изданием. Одно время выделялась антикоммунистическими позициями. Проамериканское издание. Имеет отделение в Осаке, филиалы на Кюсю и Хоккайдо. Тираж газеты – 2,191 млн. экз. утреннего издания и 635 тыс. экз. вечернего, при этом вечерний выпуск распространяется только регионе Канзай (общий тираж – 2,826 млн. экз.). Издает журнал для мужчин «SPA!».

Каждая из общенациональных газет выпускает собственные ежедневные спортивные газеты.

Что касается англоязычной прессы, то в основном такие газеты предназначены для иностранного читателя, хотя достаточно популярны и среди японцев, особенно у представителей деловой элиты и образованной молодежи.

В первую очередь это выпускаемые крупнейшими общенациональными концернами издания Asahi Evening Weekly (38,8 тыс. экз.), Nikkei Weekly (34,4 тыс. экз.), Daily Yomiuri (38,2 тыс. экз.), а также самостоятельная газета The Japan Times (58,4 тыс. экз.), считающаяся самым старым англоязычным японским изданием (издается с 1897 г.).

Префектуральная пресса Японии не отличается большими тиражами. Это объясняется тем, что сфера влияния той или иной газеты редко выходит за границы одной префектуры. В каждой из 47 столиц префектур издается свою газета. некоторые местные газеты, расположенные в крупных городах и промышленных центрах, распространяют свою корреспондентскую сеть не только на города префектуры (Токио, Осака и центры соседних префектур), но и на другие страны (в основном США).

Сегодня в Японии нет крупных влиятельных газет у политических партий, профсоюзов и общественных организаций. Исключение составляет партия Комэйто, издающая собственную газету «Комэй симбун», а также ЛДП, выпускающая газету «Дзию симпо». Эти газеты имеют тиражи несколько сотен тысяч экземпляров.

На основе каждой из общенациональных газет Японии сегодня созданы крупные и влиятельные массмедийные корпорации. В их состав входят собственные телевизионные и радиовещательные компании, компьютерные сети, типографии и издательства и зачастую туристические агентства. Так, «Асахи» сотрудничает с телекомпанией TV Asahi, «Иомиури» – с NTV (Nippon Television), «Майнити» – с TBS (Tokyo Broadcasting System), «Нихон кэйдзай» – с TV Tokyo (токийский 12-й телеканал), «Санкэй» – с Fuji TV. Каждая из этих компаний, за исключением TV Tokyo, имеет более 20 станций вещания. Все ведущие газеты выпускают свои электронные версии.

Корпорации являются акционерными компаниями. Однако их акции не имеют свободного хождения на бирже, поэтому достоверно судить о подлинных владельцах корпораций, а значит, и газет затруднительно. Известно, однако, что большая часть акций «Иомиури» продолжает оставаться в руках семьи Сёрики и связанных с ней лиц.



ЖУРНАЛЬНАЯ ПРЕССА

Особенностью журнального рынка в Японии является то, что в стране очень мало компаний, специализирующихся только на издании журналов. Журналы – это один из видов продукции книжно-журнальных издательств.

Первые журналы появились в Японии в конце ХІХ в. В наши дни журналы популярны в стране как никогда. Сегодня их насчитывается более 2,5 тыс., в том числе более 200 совершенно новых журналов, появившихся в последнее десятилетие.

Около 60% от общего числа журналов составляют ежемесячные издания и 40% – еженедельные. Ежемесячные журналы в основном содержат разнообразные материалы из области гуманитарных наук, причем как серьезного, так и развлекательного характера. В дополнение к ним существуют журналы и более общего направления. Данные неспециализированные журналы по своему содержанию охватывают сферы политики, экономики, вопросы международной жизни, общественные проблемы. Еженедельники также бывают общего характера, в дополнение к которым издаются разнообразные журналы для женщин, журналы, публикующие сплетни и слухи, фотожурналы, знакомящие с сенсационными событиями.

Самые популярные в Японии журналы – еженедельники, их насчитывается около 100. И хотя по количеству наименований они составляют ничтожный процент общего количества журналов, их тираж составляет почти 40 % общего тиража всех журнальных изданий.

Еженедельники печатаются на дешевой бумаге, пестрят нечеткими черно-белыми фотографиями и броскими заголовками. Одни выпускаются для тех, кто хочет раз в неделю ознакомиться с кратким, но исчерпывающим обзором политических новостей, другие предназначены домохозяйкам и рекламируют новейшие стиральные машины или предлагают новые комплексы эффективных диет и кулинарные рецепты. Особенной популярностью пользуются иллюстрированные издания, рассчитанные на тех, кто интересуется новостями науки и техники, экономики и сельского хозяйства, различными видами искусства. Самыми популярными среди еженедельников являются Focus (1,67 млн. экз.), Friday (1 млн. экз.) – насыщенные иллюстрациями журналы, материалы которых сконцентрированы на жизни современного общества, и Shukai Post (881,2 тыс. экз.) – предназначенный для нового поколения молодых японцев, цель которого – формирование нетрадиционного образа современной молодежи. Еженедельник Aera (Asahi Extra Report Analysis), выпускаемый компанией «Асахи Симбунся» - также один из наиболее любимых японской молодежью журналов. Спектр тем материалов на его страницах чрезвычайно широк – от досуга до бизнеса.

В последнее время в числе недорогих массовых журналов отмечены и так называемые двухнедельники. По качеству печати, тематике и содержанию они походи на еженедельные издания.

Ежемесячные журналы можно условно разделить на две группы: «толстые» серьезные журналы (например, «Бунгей Синиу», «Юсио», «Гекан Асахи», тиражи которых в среднем составляют 500-600 тыс. экз.) и развлекательные издания, ориентированные в основном на мужскую аудиторию 20-35лет (например, «Brutus», с тиражом коло 400 тыс. экз.).

В отдельную категорию выделяются журналы для женщин (58 еженедельных и ежемесячных журналов). на японском журнальном рынке представлены как оригинальные японские (например, ежемесячные «Нон-но», «Ё-но Хикари, тираж которых превышает 1 млн. экз.), так и известные международные женские издания – Elle, Cosmopolitan, Mari Claire.

Ежегодно выходят в свет свыше 3300 комиксов – манга – тиражом около 30% от общего количества издаваемой печатной продукции (1,2 млрд. экз., а это значит. что на каждого взрослого и ребенка приходится по 10 журналов, а на семью – около 27).

"Истории в картинках" известны в Японии с самого начала ее культурной истории. Даже в курганах-кофунах (гробницах древних правителей) археологи находят рисунки, по концепции и структуре напоминающие комиксы. Среди причин распространения комиксовой графики в Древней Японии следует выделить две. Во-первых, сложность освоения иероглифов делала для многих японцев недоступными большие тексты, не поддержанные иллюстрациями. Во-вторых, в дзэн-буддизме отрицается возможность передачи Знания через тексты и формулы. Буддисты предпочитают язык иносказаний и намеков, и символическая сюжетная графика идеально подошла для этой цели.

Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы, в которых текста было немного, а основную роль играли иллюстрации.

Первым японским комиксом считаются "Веселые картинки из жизни животных" (Choujuugiga), созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую (другое имя - Тоба, годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка, на которых изображена последовательность из черно-белых, нарисованных тушью картинок с подписями. Картинки повествовали о животных, изображающих людей, и о буддийских монахах, нарушающих устав. Сейчас эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре, в котором жил подвижник Какую.

За почти тысячу лет своей истории "истории в картинках" по-разному выглядели и назывались. Слово "манга" (буквально - "странные (или веселые) картинки, гротески") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году, и, хотя сам художник использовал его для серии гравюр, термин закрепился для обозначения комиксов.

Манга практически всегда черно-белая, в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации. Это не только дань старинным традициям, но и способ существенно удешевить издание.

Большая часть манги - это сериалы "с продолжением", печатающиеся в газетах или (чаще) в еженедельных или ежемесячных журналах. Популярную у читателей мангу переиздают в виде отдельных томов - танкобонов. Существуют, разумеется, и короткие манга-рассказы, и манга, сразу изданная в виде танкобонов. Обычной проблемой для американских и европейских художников комиксов являются издательские ограничения, заставляющие сокращать сюжеты. Перед японскими художниками стоит обратная проблема–каждую неделю или две они должны «выдавать» 20–30 страниц. Ведь японские журналы выходят «кирпичами» толщиной с телефонную книгу!

Одну мангу обычно делает один художник, он же автор сценария. Как правило, ему помогают ассистенты (в частности, рисующие фоны), но «совместный подряд» в Японии не распространен. Каждый комикс –личная авторская работа. Не практикуется и популярная в США передача сериала от художника к художнику. Основной вид комиксов – сериалы. Продолжаются они столько, сколько к ним поддерживается читательский интерес и пока автору не надоело их рисовать. Некоторые сериалы продолжаются десятилетия. Впрочем, в основном это относится к детским сериалам. Сериалы для подростков обычно дольше десяти лет не живут. Поскольку дизайн сериала на протяжении всего времени выпуска не меняется, в рамках одного журнала могут сочетаться комиксы единого направления, но разных стилей – и уже «устаревшего», и самого современного. Художники обычно предпочитают не менять стилей, придерживаясь во всех своих работах единообразия.

Журналов, печатающих мангу, в Японии множество. Около 40% всей японской печатной продукции–манга. Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию. Есть манга для дошкольников, для парней, для девушек, для служащих и для домохозяек. Японское общество традиционно стратифицировано, есть даже «женский японский» и «мужской японский» языки. Именно это разделение и удается удачно эксплуатировать художникам-мангакам. Например, манга для юношей – это твердый, энергичный и последовательный рисунок, а для девушек – наоборот, мягка, округла, уделяет много внимания подробностям костюмов персонажей. Знаменитые светящиеся «большие глаза», считающиеся в Японии символом красоты и юности, – характерный признак именно «девичьей» эстетики.

Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами. Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей (для них печатается манга без подписей) до мужчин и женщин среднего возраста. Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых. Манга для домохозяек – «мыльные оперы», для мужчин – обычно эротика и порнография (хентай). Конечно, такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров: от символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников.

Помимо профессиональной манги, существует и любительская - "додзинси". Многие мангаки начинали как создатели додзинси ("додзинсика"). В крупных городах существуют специальные рынки, на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих работ.

Парадоксально, но в составе обычной символики манги почти нет средств, позволяющих, скажем, передать различие в облике европейца и японца. Исключение – не черные глаза и слегка измененные пропорции тела. Разноцветные волосы обычно используются просто для различения похожих персонажей. Вопреки распространенным представлениям, до самого последнего времени и в японской анимации, и в японских комиксах весьма редко применялись компьютеры. Вместо них обычно используются карандаши и тушь. Для равномерной закраски применяются скринтоны (прозрачный пластик с регулярными узорами - он вырезается по нужному контуру и наклеивается на рисунок). Сейчас, впрочем, все большее и большее количество молодых художников переходят на компьютерную графику (или графику, обработанную компьютером).



ТЕЛЕРАИОВЕЩАНИЕ ЯПОНИИ

Телевидение в Японии давно уже стало неотъемлемой частью привычного уклада жизни японцев. Им имеют возможность пользоваться практически все 100% жителей страны. Достаточно сказать, что количество телевизоров (80 млн. штук) значительно превышает количество семей. Телевидение сегодня – это главный источник, из которого японцы черпают информацию, и главный устроитель их домашнего досуга. Считается, что в среднем треть жителей страны ежедневно проводит у телевизора 4 часа, еще одна треть – 2–3 часа и последняя треть – менее 2 часов. Наибольшее время у телевизора проводят пожилые люди от 60 лет и старше, наименьшее – молодежь в возрасте 10–19 лет.

Регулярное телевещание в Японии началось с 1953 года. В 1960 году на телеэкранах появился цвет, а с 1968-го на цвет перешло все телевещание страны. С 1970 года работает кабельное телевидение (CATV), сегодня его передачи смотрят почти 25 млн. семей. С 1989 года для телевещания начали использовать спутники, сегодня спутниковое телевидение смотрят 15 млн. семей. В 2000 году заработало цифровое телевидение. Пока оно действует только в Токио, Осаке и Нагое. Введение цифрового телевидения требует значительной перестройки всей технической инфраструктуры, приспособления ее к передаче и приему цифровых телесигналов. Поэтому перевести на цифровой формат все японское телевещание станет возможно только к 2011 году.

По своему юридическому статусу все японское телевидение делится на два основных сегмента: общественное и коммерческое телевидение. Первое является платным (взимается абонентская плата за прием телесигнала), и на нем отсутствует коммерческая реклама, второе – бесплатным для пользователей (за исключением спутникового и кабельного телевидения), существующим за счет доходов от рекламы.



ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ

Общественный сегмент представлен Японской вещательной корпорацией NHK (Нихон хосо кёкай). NHK была создана в 1926 году, когда правительство решило объединить под своим контролем радиостанции, работавшие в Токио, Осаке и Нагое. В 1950 году в соответствии с принятым тогда Законом о вещании она сменила свой статус, а с 1953 года начала заниматься и телевещанием. NHK является общественной корпорацией, находящейся под контролем государства. Возглавляет корпорацию Совет управляющих, который состоит из 12 человек, назначаемых правительством с одобрения парламента.
Просмотров: 320 | Добавил: cmik | Теги: Японии, МАССОВОЙ, Днепропетровск, Информации, реклама, газета, Новости, система, СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, средств | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Яндекс.Метрика тИЦ и PR сайта www.cmik.com.ua Счетчик PR-CY.Rank
Klyachin group © 2024